Эдуард Успенский: «В новых мультфильмах о Простоквашино будет всё»

Создатель Чебурашки, дяди Фёдора и множества других сказочных героев — писатель Эдуард Успенский рассказал АиФ.ru о новых мультфильмах «Простоквашино», народной цензуре и проблемах современной детской литературы.

Новости о том, что легендарный мультсериал «Трое из Простоквашино» получит продолжение, появились в СМИ ещё в конце 2016 года. Но лишь теперь разговор приобрёл деловой характер: на создание мультфильма собираются выделить 300 млн рублей, а студия «Союзмультфильм» провела первые переговоры с автором любимых героев — Эдуардом Успенским.

АиФ.ru встретился со знаменитым писателем, чтобы узнать подробности о новой мультипликационной серии, которая запланирована на 2018-2020 годы.

Елена Яковлева, АиФ.ru: На прошлой неделе вы встречались с представителями «Союзмультфильма», чтобы обсудить мультипликационное продолжение «Простоквашино». Расскажите, каковы итоги?

Эдуард Успенский: Впервые за долгие годы переговоров у нас начался деловой разговор. По крайней мере, и со стороны студии, и со стороны авторов есть желание начать работу. К тому же уже есть литературный материал: за эти годы я написал много маленьких интересных историй, каждая из которых ложится на короткометражный мультфильм.

Но чтобы пошла работа, нужен режиссёр. Более того, «Союзмультфильм» хочет снимать одновременно по 6-7 мультфильмов, а значит нужно, чтобы появилось сразу 7 человек. Эти режиссёры должны быть достаточно грамотными и выбрать из моих новых рассказов подходящие. Далее им нужно купить у меня эти рассказы и написать на их основе сценарий или заказать его у меня.

Вот эти вопросы мы и обсуждали на встрече. «Союзмультфильм» пока был к ним не готов, у них новое руководство, которое смутно себе представляет процесс этой работы.

— Насколько мне известно, вы всегда хотели снять полнометражное продолжение мультфильма о героях из Простоквашино. Сейчас же речь идёт только о серии коротких мультфильмов?

— Да, 30 серий по 6 с половиной минут. Сначала надо собрать новое поколение мультипликаторов, натренировать их на коротких мультфильмах, а уже потом можно задумываться о полнометражной картине (но и она не такая длинная — всего 20 минут).

— В новой мультипликационной серии нас ждут новые герои?

— Не знаю. Пока я ориентируюсь на старых персонажей, которые живут в Простоквашино, а там ведь много населения…

В новых мультфильмах будет всё. Там будут и такие элементарные крестьянские рассказы, как правильно покрасить крышу, и история про то, как в Простоквашино приехал Галкин с программой «Как стать миллионером?». По правилам передачи, можно сделать звонок другу, который подскажет ответ, если ты его не знаешь. Печкин, попав в такую ситуацию, говорит:

— А у меня нет друзей.

Галкин удивляется:

— Как же вы живёте без друзей? Вот у меня их много!

Тогда Печкин:

— Ну, давайте вашему другу и позвоним.

И они звонят Баскову, чтобы тот ответил на загадку: «Сидит девица в темнице, а коса на улице. Кто это?».

— Не боитесь, что не всем зрителям придётся по вкусу, что «Простоквашино» адаптируется под современные реалии?

— Кому это не всем? Жители Простоквашино — нормальные люди, будут жить, как все другие живут. Все перипетии, которые происходят в стране, происходят у них тоже.

Матроскин всегда хотел заниматься серьёзными делами, допустим, лапти плести, морковь продавать — вот он теперь бизнесмен. А Печкин — это почтальон, он у меня государственный чиновник.

— А есть планы снять продолжение мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку?

— Пока об этом речь не идёт, хотя за 50 лет мной было написано много историй. В том числе, есть очень смешная история, как Крокодил Гена отслужил в армии и по возвращении устроился работать сторожем на шоколадную фабрику.

Есть и отдельные рассказы про Чебурашку. Так что если кто-то захочет снимать, материала достаточно.

«Горячие люди»

— В советские годы вам часто приходилось бороться с цензурой. Теперь за цензуру взялись не только издатели, которым необходимо ставить на сказки маркировки 0+, 6+, 12+, но даже родительские комитеты. Вам самому приходилось сталкиваться с претензиями родителей?

— К сожалению, сейчас появилось очень много воспитателей, которые включают цензурирование. У меня есть книжка, где Крокодил Гена и Чебурашка в Новый год развозят детям подарки. В ней есть сцена, где Крокодилу Гене предлагают выпить шампанское, а он отвечает: «Нет, я не пью — капля алкоголя убивает крокодила». Одна мама, прочитав это, возмутилась: «Я больше никогда не возьму в руки книг Успенского! Как он смеет говорить об алкоголе в детской книжке?!».

По схожей причине в каком-то городе одну мою книжку вроде даже потребовали изъять из книжных магазинов (к сожалению, не могу вспомнить какую и где). В результате, издатели, чтобы не было никаких осложнений, отозвали книгу. Но, на мой взгляд, это глупистика, и она со временем пройдёт.

«Я всегда любила Успенского, а с завтрашнего дня я его ненавижу», — такой мгновенный переход сегодня очень часто бывает. А когда я объявил, что 90% людей в России — это идиоты (такими словами Успенский в 2014 году в беседе с журналистами «Дождя» поддержал Макаревича, против которого началась критическая кампания из-за его отношения к событиям на Украине — прим.ред.), на меня посыпалось: «Да чтоб я его книжку ещё раз в руки взяла?!», «Да пусть он убирается в свой Израиль!», «Раньше был хороший писатель, а сейчас…», — ругательства сыпались одно за другим. (смеётся). Из друзей моментально превращались в врагов. Горячие люди.

— Похоже, вы с лёгкостью к этому относитесь.

— А как же иначе? Мне что, в интернете всем отвечать: «Сам дурак»? (смеётся)

— Понятно, отношения со взрослыми не всегда складываются просто, а как обстоят дела с детьми? Раньше вы довольно часто встречались с ними в библиотеках, читали свои книги…

— Дети до 8-9 лет, какими были во времена моей молодости, такими и остались. А вот с детьми 11-12 лет мне уже сложнее: у них своё критическое отношение, свои дела, о которых я даже не знаю… Но, в целом, дети нормальные. Бывает, я выступаю в школах, на каких-то конференциях. Я люблю, когда на встречи приходят дети маленькие, средненькие, но самое лучшее — это семейные встречи (когда дети приходят вместе с родителями).

— А есть ли у вас новости о семейном парке развлечений «Успенский-парк»? (аналог Диснейленда, но с героями сказок Успенского, который собирались построить в Анапе — прим.ред.)

— Никаких новостей нет. Несмотря на усилия бизнесменов и творцов, дело завалилось на уровне мэра города. Всё упирается в землю, которую местная власть держит зубами и не пускает посторонних.

«Нет трибуны»

— Не секрет, что японцы помешаны на вашем Чебурашке, финны обожают дядю Фёдора, в Америке в фаворитах «Гарантийные человечки». Как думаете, почему получилось такое национальное разделение?

— Это нормально, что каждая страна выбирает свою книжку.

Финны задумчивые, неторопливые люди, они очень суровые и редко общаются с детьми. А когда они получают мою книжку, то, как правило, читают её всей семьёй, потому что некоторые вещи детям непонятны. А когда семья читает вместе, она сближается, поэтому меня, наверное, больше любят финские родители, а не финские дети. (смеётся). Американцы же — технологичные ребята, им нужно что-нибудь попроще, без переживаний. Про «Чебурашку» они вообще сказали: «Это этнография». А во Франции читателям понравилась хулиганистая книжка «Год хорошего ребёнка», которую мы написали вместе с голландской писательницей Элес де Грун.

— А вы сами следите за современной детской литературой? Что можете сказать о российских авторах?

— Мне нравится, как пишет Стас Востоков, Артур Гиваргизов, Лена Усачёва… Конечно, есть писатели, которые могут писать, но в детской литературе пока ещё нет Навального или Удальцова. Лидеру сегодня трудно появиться, ведь книжки печатаются маленькими тиражами. Когда выпускают 5 тысяч экземпляров, маловероятно, что книга станет известной, её ведь практически никто не видит.

— Выходит, новые Успенские не появятся, пока их не начнут продвигать?

— Чтобы стать новым Успенским, нужна трибуна. У нас же нет развития книжки, нет её популяризации, а раньше были «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер», «Костёр», «Пионерская зорька», «Будильник», где можно было проверять силы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *