Высотный милиционер Москвы. Где в столице охранял порядок дядя Стёпа

После выхода на экраны мультфильма в 1964 г. «Дядя Стёпа — милиционер» многие поколения советских детей писали главному герою письма и мечтали с ним подружиться.


«АиФ» прогулялся с москвоведом Татьяной Воронцовой по местам, где лучший друг и защитник детворы дядя Стёпа восстанавливал в столице порядок.

Высотный постовой

Персонаж знаменитого писателя Сергея Михалкова Степан Степанов, отдав много лет службе в ВМФ, работает теперь в Москве милиционером: «Он шагает по району от двора и до двора».

Все достопримечательности столицы узнаются даже в условном мультипликационном изображении. Живёт «дядя Стёпа — Каланча», как нам сообщают, «у заставы Ильича». В начале дядя Стёпа идёт по городу. Мы видим очень узнаваемое здание «Известий» — яркий образец конструктивизма 1925-1927 гг. архитектора Григория Бархина (Пушкинская пл., д. 3) (1). Рубленые формы, асимметричные балконы, штукатурка, имитирующая новый для ­1920-х гг. материал бетон, наверху огромные круглые окна-иллюминаторы. И знаменитая шрифтовая композиция «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». 

В кадре появляются замечательные атрибуты 1960-х — газетные стенды на бульварах, киоски «Союзпечати». 

Не обходится в мультфильме без знаменитых сталинских высоток, построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Восходит солнце, ввысь взмывают «семь сестёр»-красавиц. Ребята встречают дядю Стёпу около жилого высотного «зданья, что на площади Восстанья» (ныне Кудринская пл., д. 1) (2). Милиционер с гордостью объясняет: 

Там, где дом стоит высотный,
Есть высотный постовой!


Высотная мистика. Откуда вокруг «сталинок» столько легенд и загадок?

Когда старушка стирала бельё, льдину оторвало, и бабуля поплыла по Москве-реке. Мы видим знаменитый Крымский мост с узнаваемыми арочками (3). В кадре появляется огромное колесо обозрения, расположенное неподалёку, в парке культуры и отдыха им. Горького. Дядя Стёпа нагибается с Крымского моста и хватает «в охапку перепуганную бабку». 

А старуха — за корзину:
— Я бельё своё не кину!
Дядя Стёпа спас её,
И корзину, и бельё.

Когда Степан под номером «8» выступает на соревнованиях конькобежцев, перед зрителем собирательный образ московской спортивной арены — в ­1960-е гг. состязания конькобежцев и хоккеистов часто проводились под открытым небом. Наш супергерой побеждает.

Дядей Стёпою гордится
Вся милиция столицы.

Конечно, нам показывают Центральный детский магазин Москвы (Театральный пр-д, д. 5/1) (4). Сначала изнутри — когда подросток — нарушитель порядка прокалывает барабан, шарики лопает, стреляет из рогатки. Продавец требует заплатить за испорченные игрушки, хулиган отказывается. И вдруг сердце у него ёкает: «В светлом зеркале Степана он увидел позади». Далее видим статное здание и снаружи — с огромными витражными окнами и надписью «Детский мир» на фасаде. Вестибюль метро поблизости с двумя арочками входной группы даёт нам понять: это станция метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»). 

Помогает малышу найти маму на Казанском

«Мальчик лет пяти» потерялся на вокзале — это самый большой по пассажиропотоку и по внутреннему объёму вокзал нашего города — Казанский (Комсомольская пл., д. 2) (5). Казанский вокзал — очень интересная постройка в неорусском стиле архитектора Щусева. На фасаде часы со знаками зодиака на циферблате. Здание получилось в мультике очень узнаваемым, хорошо показаны интерьеры — бордюрчики мозаичные, интересно выложенный пол. Дядя Стёпа поднимает малыша «под высокий потолок»: «Посмотри вокруг, сынок!» Мальчик находит маму.

Знаменитому советскому архитектору Алексею Щусеву в мультфильме «Дядя Стёпа — милиционер», можно сказать, повезло. В кадре предстаёт ещё одно его творение — Министерство сельского хозяйства (Садовая-Спасская ул., д. 1/11) (6). Шедевр авангарда был построен для Народного комиссариата земледелия СССР в 1930-е гг. Здание очень динамичное, цилиндром «вырывающееся» из Орликова переулка, за счёт ленточного остекления словно движущееся вдоль Садового кольца. Терракотово-красный цвет притягивает к себе внимание, и, несмотря на то что у Минсельхоза есть соседи справа и слева выше и объёмнее, именно постройка Щусева является доминантой Садового кольца. 


В мультфильме про дядю Стёпу предстаёт шедевр авангарда архитектора Щусева — здание Минсельхоза, построенное в 1930-е гг. Здание динамичное, цилиндром «вырывается» из Орликова переулка, за счёт ленточного остекления словно движется вдоль Садового кольца и является его архитектурной доминантой. Фото: Кадр из мультфильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Есть в мультфильме такие подзабытые атрибуты московской жизни, как милицейские «стаканы» — будки постовых.

В финале дядя Стёпа идёт по вечерней Москве. Большие здания с эффектным остеклением — строящийся на тот момент проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (7). Это символ нового города, который находится под защитой дяди Стёпы. 

В конце звучит вопрос с подковыркой от мальчика Вити: почему, мол, дядя Стёпа, придя с Балтфлота, пошёл в милицию: «Неужели вы работу лучше этой не нашли?» И наш герой с достоинством отвечает: 

Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу
Потому, что службу эту
Очень важной нахожу!

Оказывается, у знаменитого милиционера был прототип. «Однажды на одной из улиц Москвы я сделал нарушение: остановил свою машину в неположенном месте, у тротуара на пешеходной дорожке, — писал Сергей Михалков. — Ко мне подошёл милиционер. Каково же было моё удивление, когда я увидел своего дядю Стёпу, только в милицейской форме. Это был очень высокий милиционер. Выше всех милиционеров, каких я когда-либо видел в своей жизни! Дядя Стёпа культурно, вежливо попросил меня предъявить водительские права и попросил больше никогда не нарушать правила уличного движения. Мы познакомились и разговорились. Оказалось, что до того, как стать милиционером, дядя Стёпа служил на флоте. Это меня ещё больше удивило. Мой дядя Стёпа, про которого я 19 лет назад написал весёлую поэму для детей, тоже ведь служил на флоте! И вот теперь я решил написать продолжение моей весёлой книжки — поэму про дядю-милиционера».

Творение режиссёра-мультипликатора Ивана Аксенчука «Дядя Стёпа — милиционер» Михалкову очень понравилось. Это действительно прекрасный образец социальной рекламы: честный, благородный, гроза всех хулиганов и защитник слабых, дядя Стёпа стал самым известным и любимым работником правоохранительных органов и настоящим супергероем на многие годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *